Девять лет тому назад глава российского правительства Евгений Примаков, направлявшийся в США, развернул свой самолет над Атлантикой
Девять лет тому назад глава российского правительства Евгений Примаков, направлявшийся в США, развернул свой самолет над Атлантикой. Таким несколько экстравагантным способом он выразил осуждение политики западных государств по отношению к Югославии, которая попыталась восстановить контроль над Косово силой. Сейчас роли поменялись зеркально. «Принуждать к миру» Грузию, опираясь на свою подавляющую мощь, стала Россия.
Можно было бы обсуждать, насколько соответствовали международному праву, ранее заключенным соглашениям и остроте момента наши действия, если бы дело свелось к восстановлению status quo ante bellum. Однако Россия пошла значительно дальше, и сейчас совершается такой поворот в международной политике, разрушительные последствия которого кажутся очевидными.
События в Косово, а теперь в Грузии наглядно высветили факт очевидный. Принцип территориальной целостности государств, нерушимость границ как они сложились после Ялты и Потсдама в 1945 г. и подтверждены в Хельсинки в 1975 г., — иначе как по согласию заинтересованных сторон, — пришел в явное, неразрешимое противоречие с принципом права народа на самоопределение. Апеллировать к международным и российским официальным документам, где оба принципа фиксируются как равноправные, через запятую, — бесполезно. А поскольку они несовместимы, действия участников конфликтов определяют не правовые соображения, а политические и иные интересы. Приуготовления к принуждению
Точка отсчета событий — отнюдь не безумная, заведомо провальная акция Саакашвили в ночь на 8 августа 2008 г. И Южная Осетия, и Абхазия с начала 90-х гг. практически были выведены из-под суверенитета Грузии и стали продолжением российского экономического и политического пространства.
Мало того, что хозяйственные структуры этих небольших анклавов были замкнуты на Россию, существовали за счет российского бюджета и т.д. Насколько российские власти считали себя здесь хозяевами, видно из того, что когда абхазы после ухода Ардзинбы избрали, как показалось кому-то в Москве, не того президента, в Сухуми в качестве прокуратора был направлен «разруливать» ситуацию зам. генерального прокурора Колесников (по праву, кажется, уроженца этих мест!) Не говоря уж о периодически вводившейся для острастки «мандариновой» блокаде Абхазии. От 80 до 90 проц. населения обеих республик получили российское гражданство (попробовали бы эти граждане натурализоваться в Москве или Краснодаре!). А фактический вывод этих территорий из-под подчинения Тбилиси гарантировали российские «миротворцы», которые менее всего исполняли здесь роль независимого арбитра.
Все это могло бы длиться бесконечно долго, если бы не два обстоятельства. Первое — номинальное, многократно повторенное признание Россией территориальной целостности Грузии. Второе — этнические чистки на территориях непризнанных республик. Особенно беспощадно это было сделано в Абхазии, где представители титульной нации, составлявшие по переписи 1989 г. 17 проц. населения, с помощью российских «добровольцев» (одна из колоритных фигур среди них — приснопамятный Басаев) изгнали из приморских городов, вышвырнули в собственно Грузию или заперли в Гальском районе Абхазии этнических грузин (в 1989 г. – 44 проц. населения Абхазии).
Поэтому для любого грузинского правительства признание независимости Абхазии, помимо утраты территории, означало бы согласие с насильственным изменением демографического баланса. Миролюбивое по видимости предложение России заключить соглашение о неприменении силы означало для Грузии отказ от собственной территории и заботы о собственных гражданах, ставших изгнанниками. Так как всем было ясно, что по собственной воле власти Южной Осетии и Абхазии, опирающиеся на мощную поддержку России, ни на какие уступки не пойдут. Уроки Грозного
В августе Саакашвили попытался восстановить «конституционный порядок» (для начала — в Южной Осетии, Абхазию пока не трогали). Имел ли он на то правовые основания? Отвечу: они были примерно такими же, как у аналогичных действий российской армии до того в Чечне.
Можно ли предпринятую операцию квалифицировать как геноцид осетинского народа? Ответ может дать лишь независимое расследование. Точнее, как мне кажется, говорить о военных преступлениях. Но я был в Грозном во время его штурма в новогоднюю ночь 1995 г., бывал там и после того. Могу засвидетельствовать: то же самое, если не хуже, творили российские войска в чеченской столице. Это — о двойных стандартах.
Очевидно, что у Грузии не было никаких шансов — ни военным, ни переговорным путем — вернуть непокорные территории. Что, на мой взгляд, можно было сделать — обговорить некоторые условия их отделения, частично удовлетворяющие интересы Тбилиси и этнических грузин, проживавших в этих республиках. Так, я решительно не могу понять, на каком правовом основании Абхазии, которая нападению не подверглась, Москва не только дозволила, но и помогла вытеснить грузинскую администрацию из Гальского района. Разве административные границы Абхазии более священны, чем международно признанные границы Грузии? Как бы то ни было, атака на Цхинвали и весьма проблематичные грузинские планы нападения на Абхазию (которые российский генштаб огласил, когда все было кончено) стали предлогом для перенесения войны на территорию собственно Грузии и последовавших за тем политических решений.
Не до Саркози
Августовский военно-политический кризис имеет не только локальное, но и мировое преломление. 12 августа Медведев и Саркози согласовали шесть принципов урегулирования кризиса, в числе которых — вывод российских войск за линию, предшествовавшую началу боевых действий, и начало международного обсуждения будущего статуса непризнанных республик. Точка бифуркации еще не была пройдена. Возможность найти компромисс, трудный, но более или менее приемлемый для всех, еще сохранялась. Однако в следующие две недели в российской политике совершился крутой разворот — куда почище примаковского. Соглашение было сломано. Ведь линия военного размежевания до событий не проходила в районе Поти — никаких правовых доводов за такое расширение зоны ответственности «миротворцев» не существует. Еще важнее, что торопливо, до всякого международного обсуждения российские власти предрешили статус обеих грузинских территорий.
Наименее существенное в этом контексте — как перед лицом такого афронта чувствует себя миротворец Саркози, что смогут и будут делать (я думаю, что смогут немногое) западные симпатизанты Грузии.
Значительно важнее для нас осознать смысл произошедшего разворота здесь, в России.
Примаков отдыхает
Еще при Горбачеве, а затем и в последующие годы наша страна отказалась от убийственной конфронтации с Западом, заявила о европейском выборе и с большей или меньшей последовательностью взяла курс на вхождение в сообщество демократических государств. Сегодня она, отбросив стыд, ищет поддержки у политиков «нерукопожатных» в приличном обществе. Стоит сопоставить цену закрепления в государственном праве России наших территориальных приобретений на Кавказе (кто же всерьез верит в независимость этих территорий?) с потерями глобального характера. Остается истолковывать почти всеобщее осуждение действий нашей страны как проявление «русофобии».
Внешняя политика — лишь выражение сдвига в политике внутренней. То, как скоропалительно, без какого-либо публичного обсуждения (еще раз подчеркну — уже после авансов, которые увез Саркози) совершился поворот, как был организован спектакль единодушия в безвластном, для таких надобностей и скроенном парламенте, как бесперебойно заработал механизм официальной пропаганды, апеллирующей к предрассудкам людей, всерьез уверовавших, что тем самым «Россия поднимается с колен», — все это воскрешает в памяти постыдные страницы нашей недавней истории. Робкие надежды на «оттепель», вспыхнувшие с приходом нового президента, где они? Не хочу быть Кассандрой, но боюсь, что впереди нас ждут времена, которые, как еще недавно казалось, остались позади.
NOTA BENE! Администрация проекта «ВЛАСТИ.НЕТ»
хоть и не несет отвественности за содержание комментариев,
оставленных здесь другими пользователями, но обращается
к читателям с просьбой или, если хотите, требованием:
не использовать в комментариях ненормативную
лексику, не высказвать оскорблений в адрес героев статей,
журналистов, других пользователей и не рекламировать
что-либо. Администрация проекта оставляет за
собой право удалять любые комментарии по своему усмотрению
без предварительного уведомления.
Комментарий от Maldron , 29.08.2008 07:56 Саакашвилли и весь его род до 10 колена вырежут "кровники". Этому не учат преподаватели ни Киева, ни Америки.
Комментарий от для "Maldron" из Москвы , 29.08.2008 08:26 Ты прав придурок. В Киеве и Америке этому не учат. Однако этому учат в российских ФСБешных клоповниках таких подонков как ты
Комментарий от для "Maldron" из Москвы , 29.08.2008 08:26 Ты прав придурок. В Киеве и Америке этому не учат. Однако этому учат в российских ФСБешных клоповниках таких подонков как ты
Комментарий от "Герой России Шамиль Басаев" , 29.08.2008 08:31 чеченскому боевику и полевому командиру Басаеву российская власть присвоила в середине 90-х годов звание "герой россии". русские ответьте, а есть ли памятники Басаеву в России.? И почему россия затем воевала со своим героем. Не потому ли, что у русских прогрессирует шизофрения, а их президенты ёбнутые кровавые карлики-фашисты ???
Комментарий от классная статья , 29.08.2008 08:33 хорошее, качественное чтиво. Обидно, даже и придратся не к чему.
Комментарий от россии скоро настанет пиздец, нищета.. , 29.08.2008 08:57 запад выводит деньги с кацапщины, цены на энергоносители резко падают. будут блокироватся российские счета. Олигархам такое не понравится. Думаю, российские толстосумы порешают нахер Путьку
Комментарий от 01 , 29.08.2008 09:35 Чудная статья,автору респект. А ты смотри даже от ФСБ -писак вони нет, толи возразить нечего, то ли руки не доходят...А могет им платить перестали ?
Комментарий от Гость , 29.08.2008 09:37
Комментарий от Вован , 29.08.2008 09:56 Во каклы.... ЗА ГЕНОЦИД СВИНЕЙ ОТВЕТИТЕ!!!!!!
Комментарий от Молчат российские ФСБешные падлы , 29.08.2008 10:07 а шо им сказать..Точно сказано кем-то..или получку кацапам выдали, так бухают как всегда,,или не выдали, бастуют.. Скоро появтся российские вонючки.. Мы Украинцы ощутим характерную российскую вонь.
Комментарий от Молчат российские ФСБешные падлы , 29.08.2008 10:07 а шо им сказать..Точно сказано кем-то..или получку кацапам выдали, так бухают как всегда,,или не выдали, бастуют.. Скоро появтся российские вонючки.. Мы Украинцы ощутим характерную российскую вонь.
Комментарий от Путин придурок , 29.08.2008 10:16 а русские не имеют право на жизнь
Комментарий от Путин придурок , 29.08.2008 10:16 а русские не имеют право на жизнь
Комментарий от Е.А. глупым полякам. , 29.08.2008 11:55 Почему полякам, да потому, что ни один нормальный хохол про Россию всякую херню писать не будет.Отвечу на некоторые ваши вопросы. Путина и Медведева мы уважаем. хотя бы за то,что они спортом занимаются.А вот ваш всё больше по больничкам,лепрозориям. Да ещё с лопатой по Украине бегает, так вы ему подскажите,что нефть и газ в Америке надо искать - пусть там все заражает.Насчёт зарплат- выдают строго 20 числа и без задержек. Не спорю- бухарики у нас есть, а вы хотите сказать, что вся Украина не пьющая? На счёт грузии:если не знаете. то Грузия, Ю.Осетия,Абхазия-это совсем разные государства,и в состав России они входили в разное время. На счёт Чечни-было время ,когда Россия её признала, но боевикам показалось этого мало-полезли в Дагестан и получили от дагов. Сейчас не 90 годы-чечены за Россию всех поляков- как Тузик грелку порвут.Да.насчёт грязных,вонючих кацапов:слыхал я о финских,турецких,русских банях. А вот о хохляцких банях не слыхал-может вы салом обтираетесь? Кстати,сколько стоит сало на Украине? Унас ,в России 100руб. за кг.
Комментарий от из Москвы..для "Е.А"... , 29.08.2008 13:19 Ваш коммент. глуповатый, недалёкий. Чувствуется плохое образование и злость. Вам срочно необходимо обратится к психиатру, у вас внутренние проблемы. Вы воюете сами с собой. Это шиза. Что касается Грузии, то её территория включает в себя Абхазию и ЮО. Однозначно. Россия и Польша далеки друг от друга. Польша в цивилизованной Европе, Россия в азиопской клоаке.... Москва и С-ПБ не Россия... Москва и С-ПБ живут в другом , не российском измерении. Украина движется в правильном, демократическом направлении. Многие российские (московские) политологи предпочитают работать в Украине. Потому как в Украине свободно и спокойно. ... Так что "Е.А." живите в своей провинциальной российской глухомани и не рыпайтесь. Жрите то, что дадут с Кремля.
Комментарий от из Москвы..для "Е.А"... , 29.08.2008 13:19 Ваш коммент. глуповатый, недалёкий. Чувствуется плохое образование и злость. Вам срочно необходимо обратится к психиатру, у вас внутренние проблемы. Вы воюете сами с собой. Это шиза. Что касается Грузии, то её территория включает в себя Абхазию и ЮО. Однозначно. Россия и Польша далеки друг от друга. Польша в цивилизованной Европе, Россия в азиопской клоаке.... Москва и С-ПБ не Россия... Москва и С-ПБ живут в другом , не российском измерении. Украина движется в правильном, демократическом направлении. Многие российские (московские) политологи предпочитают работать в Украине. Потому как в Украине свободно и спокойно. ... Так что "Е.А." живите в своей провинциальной российской глухомани и не рыпайтесь. Жрите то, что дадут с Кремля.
Комментарий от Е.А. для"из Москвы" , 29.08.2008 13:58 Адресочек не оставишь? Лёту до Москвы-40 минут. Или ты сам в Украине прячешся? А может тебе не дают в России в гей- парадах участвовать? На счёт цивилизованной польши-может ты слыхал,как они с америкосами торговались о ПРО? Вдобавок в Америке очень популярны анекдоты о польск5их сантехниках. То, что Украина движется в правильном направлении- рад за неё,т.к. на Украине у меня живут друзья .На счёт плохого образования- слово "жрите" не использую, всётаки я не "москвич" с Курского или Ярославского вокзала. Так,что жду адресочка и телефончика.
Комментарий от мимоходом , 30.08.2008 01:41 слово "жрите" не используешь, но пишешь-то на родном языке довольно безграмотно ;)
Комментарии к новости Война с Грузией — «кавказский разворот» России? :
Саакашвилли и весь его род до 10 колена вырежут "кровники". Этому не учат преподаватели ни Киева, ни Америки.
Ты прав придурок. В Киеве и Америке этому не учат. Однако этому учат в российских ФСБешных клоповниках таких подонков как ты
Ты прав придурок. В Киеве и Америке этому не учат. Однако этому учат в российских ФСБешных клоповниках таких подонков как ты
чеченскому боевику и полевому командиру Басаеву российская власть присвоила в середине 90-х годов звание "герой россии". русские ответьте, а есть ли памятники Басаеву в России.? И почему россия затем воевала со своим героем. Не потому ли, что у русских прогрессирует шизофрения, а их президенты ёбнутые кровавые карлики-фашисты ???
хорошее, качественное чтиво. Обидно, даже и придратся не к чему.
запад выводит деньги с кацапщины, цены на энергоносители резко падают. будут блокироватся российские счета. Олигархам такое не понравится. Думаю, российские толстосумы порешают нахер Путьку
Чудная статья,автору респект. А ты смотри даже от ФСБ -писак вони нет, толи возразить нечего, то ли руки не доходят...А могет им платить перестали ?
Во каклы.... ЗА ГЕНОЦИД СВИНЕЙ ОТВЕТИТЕ!!!!!!
а шо им сказать..Точно сказано кем-то..или получку кацапам выдали, так бухают как всегда,,или не выдали, бастуют.. Скоро появтся российские вонючки.. Мы Украинцы ощутим характерную российскую вонь.
а шо им сказать..Точно сказано кем-то..или получку кацапам выдали, так бухают как всегда,,или не выдали, бастуют.. Скоро появтся российские вонючки.. Мы Украинцы ощутим характерную российскую вонь.
а русские не имеют право на жизнь
а русские не имеют право на жизнь
Почему полякам, да потому, что ни один нормальный хохол про Россию всякую херню писать не будет.Отвечу на некоторые ваши вопросы. Путина и Медведева мы уважаем. хотя бы за то,что они спортом занимаются.А вот ваш всё больше по больничкам,лепрозориям. Да ещё с лопатой по Украине бегает, так вы ему подскажите,что нефть и газ в Америке надо искать - пусть там все заражает.Насчёт зарплат- выдают строго 20 числа и без задержек. Не спорю- бухарики у нас есть, а вы хотите сказать, что вся Украина не пьющая? На счёт грузии:если не знаете. то Грузия, Ю.Осетия,Абхазия-это совсем разные государства,и в состав России они входили в разное время. На счёт Чечни-было время ,когда Россия её признала, но боевикам показалось этого мало-полезли в Дагестан и получили от дагов. Сейчас не 90 годы-чечены за Россию всех поляков- как Тузик грелку порвут.Да.насчёт грязных,вонючих кацапов:слыхал я о финских,турецких,русских банях. А вот о хохляцких банях не слыхал-может вы салом обтираетесь? Кстати,сколько стоит сало на Украине? Унас ,в России 100руб. за кг.
Ваш коммент. глуповатый, недалёкий. Чувствуется плохое образование и злость. Вам срочно необходимо обратится к психиатру, у вас внутренние проблемы. Вы воюете сами с собой. Это шиза. Что касается Грузии, то её территория включает в себя Абхазию и ЮО. Однозначно. Россия и Польша далеки друг от друга. Польша в цивилизованной Европе, Россия в азиопской клоаке.... Москва и С-ПБ не Россия... Москва и С-ПБ живут в другом , не российском измерении. Украина движется в правильном, демократическом направлении. Многие российские (московские) политологи предпочитают работать в Украине. Потому как в Украине свободно и спокойно. ... Так что "Е.А." живите в своей провинциальной российской глухомани и не рыпайтесь. Жрите то, что дадут с Кремля.
Ваш коммент. глуповатый, недалёкий. Чувствуется плохое образование и злость. Вам срочно необходимо обратится к психиатру, у вас внутренние проблемы. Вы воюете сами с собой. Это шиза. Что касается Грузии, то её территория включает в себя Абхазию и ЮО. Однозначно. Россия и Польша далеки друг от друга. Польша в цивилизованной Европе, Россия в азиопской клоаке.... Москва и С-ПБ не Россия... Москва и С-ПБ живут в другом , не российском измерении. Украина движется в правильном, демократическом направлении. Многие российские (московские) политологи предпочитают работать в Украине. Потому как в Украине свободно и спокойно. ... Так что "Е.А." живите в своей провинциальной российской глухомани и не рыпайтесь. Жрите то, что дадут с Кремля.
Адресочек не оставишь? Лёту до Москвы-40 минут. Или ты сам в Украине прячешся? А может тебе не дают в России в гей- парадах участвовать? На счёт цивилизованной польши-может ты слыхал,как они с америкосами торговались о ПРО? Вдобавок в Америке очень популярны анекдоты о польск5их сантехниках. То, что Украина движется в правильном направлении- рад за неё,т.к. на Украине у меня живут друзья .На счёт плохого образования- слово "жрите" не использую, всётаки я не "москвич" с Курского или Ярославского вокзала. Так,что жду адресочка и телефончика.
слово "жрите" не используешь, но пишешь-то на родном языке довольно безграмотно ;)